Жанр пушкинского произведения


О романе, его замысле и жанре А. С. Пушкин пишет П. Вяземскому:

"Что касается моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. В роде Дон-Жуана – о печати и думать нечего; пишу спустя рукава".

Таким образом, здесь поэт разводит понятия "роман" и "роман в стихах", намекает на то, что он, в некотором роде, наследует Байрону с его Дон Жуаном (хочется отметить, что во времена создания романа, особенно его первых глав, Пушкин был под явным влиянием английского гения). Также он понимает, что произведение его неподцензурное, что его не напечатают (странно, что же там криминального, это нам предстоит ещё выяснить).

Из другого письма, на это раз А. Дельвигу: "Пишу теперь новую поэму (выделено нами - авт.), в которой забалтываюсь донельзя".

О чём же А. С. Пушкин пишет здесь? Это уже не роман, а поэма! Как это понять? Дело в том, что период, когда поэт создавал своём произведение, - это 20-е годы 19 века, когда о "смиренной" и "презренной" прозе ещё не заговаривали. Если роман, то уж в стихах обязательно, а то публика не поймёт. А как это в стихах? А как быть с автором и его лирическими отступлениями, которых в произведении море? Тогда, конечно, это поэма (лиро-эпический жанр).

Произведения такого жанра встречаются и у других авторов, например, роман в стихах Байрона «Чайльд-Гарольд». В романе Пушкина много места отводится авторским отступлениям, размышлениям, чувствам. Это делает произведение лирическим. В то же время в романе широко изображены события в стране и обществе, изображение многоплановое, показан жизненный путь Онегина. Такие черты присущи прозаическому, эпическому роману.

Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, на широком фоне картины современной ему жизни, раскрыть истоки создаваемых характеров, показать их внутреннюю логику и взаимосвязь с условиями, в которые они попадают. Все это привело к созданию подлинно типических характеров, которые проявляют себя в типических обстоятельствах, что отличает именно реалистические произведения.

Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов XIX века, поднимает важнейшие проблемы эпохи и стремится объяснить различные социальные явления. Поэт не просто описывает события из жизни обычного дворянина; он наделяет героя ярким и одновременно типичным для светского общества характером, объясняет происхождение его апатии и скуки, причины его поступков. При этом события разворачиваются на столь детально и тщательно выписанном материальном фоне, что «Евгения Онегина» можно назвать и социально-бытовым романом. Важно при этом и то, что Пушкин подвергает внимательному анализу не только внешние обстоятельства жизни героев, но и их внутренний мир. На многих страницах он достигает необычайного психологического мастерства, что дает возможность глубже понять его персонажей. Вот почему «Евгения Онегина» можно с полным правом назвать и психологическим романом.

В то же время в «Евгении Онегине» есть и черты любовного романа с традиционным для той эпохи любовным сюжетом. Герой, уставший от света, едет путешествовать, знакомится с девушкой, которая влюбляется в него. По неким причинам герой либо не может ее любить — все заканчивается тогда трагически, либо отвечает ей взаимностью, и, хотя вначале обстоятельства им мешают быть вместе, все заканчивается хорошо. Примечательно, что Пушкин лишает такую историю романтического оттенка и дает совсем иное решение. Несмотря на все изменения, которые произошли в жизни героев и привели к возникновению взаимного чувства, они в силу обстоятельств не могут оказаться вместе и вынуждены расстаться. Таким образом сюжету романа придается явная реалистичность.

Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий и объективность в их оценке; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя. Вот почему «Евгения Онегина» принято относить к лиро-эпическим произведениям, в которых сочетаются особенности, присущие эпосу и лирике. Действительно, в романе «Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира — мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях.

 

Источники:

http://lit-helper.com/p_analiz_romana_evgenii_onegin_pushkina_a_s

http://pandia.ru/text/78/115/37961.php

http://resoch.ru/zhanr-i-kompoziciya-romana-v-stixax-evgenij-onegin/