Петербургское утро Онегина начинается ближе к полудню с просмотра приглашений на вечерние развлечения. Затем до обеда прогулка на бульваре. Обед по времени больше похожий на ужин в модном ресторане. После обеда балет, который тоже уже наскучил. Из театра Онегин торопится домой переодеться к балу. Если у человека в гардеробе есть все, что изобретает Париж и чем «торгует Лондон щепетильный», то переодевание требует значительного времени. Поэтому на бал Онегин торопится уже по сонной ночной улице. «В постелю с бала полусонный» Онегин возвращается, когда Петербург «уж барабаном пробужден».
Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы. Они служили организующим стержнем вечера. Танцы занимают в «Евгении Онегине» важное место: им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда "толпа мазуркой занята" т. е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Онегина. Умение танцевать мазурку считалось в светском обществе обязательным. В числе достоинств Онегина было и то, что он смолоду «легко мазурку танцевал».
"Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом шум и теснота." (I, XXVIII)
Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло. В романе раскрыты два противоположных взгляда на театр. Для Пушкина театральные воспоминания окрашены ностальгической грустью, но происходящее на его глазах в зрительном зале превращается в захватывающий праздник при условии, что театр полон зрителей," ложи блещут", "партер и кресла, всё кипит". Онегин же едет из ресторана. К балету в театре его призывают громко бьющие часы. Он "непостоянный обожатель очаровательных актрис". Для него театр, как место, где "каждый, вольностью дыша, Онегин входит в зал, когда "всё хлопает" после выступления Истоминой, он опоздал к началу и "идёт меж кресел по ногам", на сцену не смотрит, а рассматривает только то, ради чего пришёл в театр:
"Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам".
Пушкин был одним из первых, кто прославил бильярд в русской поэзии. Тогда, в начале 19 века, это был скорее элитный бильярд. Массовое увлечение началось чуть позже.В поэме «Евгений Онегин», написанной в 1823-1830 гг, поэт показал, какую силу вдохновения можно почерпнуть от этой великолепной игры и как пленит бильярд русскую интеллигенцию. В четвертой главе поэмы есть такие строки:
Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,
Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра.
Над страницей работала:
Клековкина Дарья